ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Мероприятие:
Национальный конгресс с международным участием «Сердечная недостаточность 2021», г. Москва, 10—11 декабря 2021
Категория:
Доклад
Авторы:

Горбунова Е.В., ФГБНУ «НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, Кемерово, Россия
Николенко Н.В., ФГБНУ «НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, Кемерово, Россия
Андреева В.В., ФГБНУ «НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, Кемерово, Россия
Лебедева Н.Б., ФГБНУ «НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, Кемерово, Россия
Макаров С.А., ФГБНУ НИИ КПССЗ, г.Кемерово, Россия

Содержание тезиса:

Цель исследования – оценить эффективность дистанционного телефонного мониторинга больных с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) медицинской сестрой на амбулаторном этапе.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 205 больных, наблюдающихся с марта 2020 года в Центре ХСН на базе поликлиники кардиодиспансера ГБУЗ «КККД имени академика Л.С. Барбараша». Средний возраст 62 года, из них 129 (63%) мужчин и 76 (37%) женщин. Основным диагнозом, ставшим причиной ХСН, была ишемическая кардиомиопатия в 134 (65%) случаях. Регистрировались состояние после протезирования клапанов сердца у 30 (15%) и дилатационная кардиомиопатия у 41 (20%) больного. Пациенты были направлены в Центр ХСН преимущественно с приема кардиолога с рекомендациями дистанционного телефонного мониторинга медицинской сестры Центра ХСН. В первый месяц наблюдения проводился еженедельный  телефонный  контакт всем больным. Следующие 2 месяца – 1 раз в 2 недели, далее 1 раз в месяц. Во время телефонных  контактов  медицинская  сестра  осуществляла  контроль самочувствия пациентов по разработанному алгоритму, в случае ухудшения состояния была  рекомендованы консультация кардиолога, по показаниям – вызов бригады скорой медицинской помощи. Разработанная анкета, по которой медицинская сестра проводила телефонный контроль пациентов с ХСН, включала вопросы, позволяющие устанавливать наличие или отсутствие следующих симптомов или состояний: ухудшение самочувствия, слабость, разбитость, утомляемость; отечность стоп и лодыжек; теснота обуви и одежды; усиление  одышки; появление кашля; ночные пробуждения из-за ощущения нехватки воздуха; необходимость в дополнительной  подушке; снижение количества мочи; прибавка в весе на 1.5 кг; ухудшение аппетита.

Результаты. В исследовании оценивались результаты анкетирования до проведения телефонного мониторинга и через 3 месяца наблюдения. При динамическом контроле медицинской сестры ухудшение самочувствия, слабость, разбитость и утомляемость регистрировались на 28,6% (р=0,0001) реже. Пациенты отрицали усиление одышки на 32,9% (р=0,0001) чаще. Появление кашля отрицали на 14,3% (р=0,0037) больше, отсутствие прибавки в весе на 1-1,5 кг отмечали на 14,9% (р=0,0124) меньше больных. Отсутствие ухудшения аппетита было выявлено на 25,3% (р=0,0001) реже через 3 месяца дистанционного телефонного мониторинга.

Вывод. Дистанционный телефонный мониторинг медицинской сестры Центра ХСН является эффективным методом динамического наблюдения, позволяет улучшить клиническую симптоматику и, соответственно, предотвратить развитие неблагоприятных событий.