Мероприятие « Конгресс с международным участием "Сердечная недостаточность' 2019", г. Москва, 06—07 декабря 2019 »
Название тезиса:
«Изменения продольной систолической функции левого желудочка в зависимости от артериальной гипертензии и эффективности её контроля: популяционный анализ»
Авторы:
Гусева В.П., ИЦИГ СО РАН
Категория:
Доклад
Содержание тезиса:
Цель исследования. Оценить в российской популяционной выборке выраженность ранней систолической дисфункции ЛЖ по данным глобальной продольной деформации (global longitudinal strain, GLS) и скорости деформации (global strain rate, GSR) миокарда у лиц с АГ и в зависимости от эффективности контроля артериального давления (АД).
Материал и методы. Кросс-секционное исследование базировалось на популяционной когорте (проект HAPIEE, Новосибирск). В случайной подвыборке (n=1004, 55-82 лет) исследованы параметры глобальной систолической продольной деформации и скорости деформации миокарда ЛЖ методом speckle tracking.
Оценку ассоциаций показателей GLS и GSR с наличием АГ и вариантами контроля АД выполняли с помощью анализа ANOVA (GLM), использовали критерий F (Фишера). Анализ проводили в нестандартизованной модели (модель 1) и в мультивариантных моделях, стандартизованных по возрасту и полу (модель 2), по возрасту, полу и индексу массы тела (ИМТ) (модель 3), по возрасту, полу и индексированной на площадь поверхности тела массе миокарда (ИММ) ЛЖ (модель 4).
Результаты. В обследованной выборке средние значения GLS составили – 19,1 % (SD 4,07) и были ниже у мужчин – 18,6% (SD 4,05) по сравнению с женщинами – 19,5% (SD 4,04); p=0,001. Средний показатель GSR составил – 0,86 s-1 (SD 0,19) и не различался по полу. У лиц с АГ абсолютная величина GLS была ниже, чем у нормотензивных лиц: – 18,8% (SD 4,04) против – 20,2% (SD 4,03), p˂0,001; различие сохранялось независимо от возраста, пола (p˂0,001) и ИМТ (p=0,027), а также при включении в модель ИММ ЛЖ (p=0,05). При разделении лиц с АГ на подгруппы в зависимости от статуса лечения и контроля АД, наиболее низкие показатели GLS отмечены у гипертензивных лиц, не контролирующих АД; они были достоверно ниже, чем в нормотензивной группе независимо от возраста и пола (модель 2; p˂0,001). При включении в модель ИМТ (модель 3) или ИММ (модель 4) нивелировалась значимость ассоциаций продольной деформации с контролем АД (p=0,165 и p=0,239, соответственно).
У лиц с АГ абсолютная величина GSR была ниже, чем у лиц с нормотензией: – 0,85 с-1 (SD 0,19) против – 0,92 с-1 (SD 0,18), p<0,001; различие сохранялось в мультивариантных моделях независимо от пола, возраста, ИМТ и ИММ. При разделении лиц с АГ на подгруппы в зависимости от статуса лечения и контроля АД, показатель GSR в группе «неэффективно леченных» был достоверно ниже по сравнению с тем же показателем в нормотензивной группе независимо от пола, возраста и ИМТ (p=0,036 в модели 3).
Выводы.
В обследованной популяционной выборке выявлено, что наличие АГ независимо от других факторов ассоциируется с более низкими параметрами глобальной систолической продольной деформации и скорости деформации ЛЖ. Среди гипертензивных лиц наиболее низкие параметры продольной деформации миокарда ЛЖ получены в группе «неэффективно леченных», что свидетельствует о субклиническом снижении систолической функции ЛЖ при недостаточном контроле АД у лиц с артериальной гипертензией.