Мероприятие « Национальный конгресс с международным участием "Сердечная недостаточность 2025", г. Москва, 29—30 ноября 2025 »
Название тезиса:
«Двухэтапный подход к лечению тахииндуцированной кардиомиопатии: роль оптимизированной фармакотерапии в подготовке к успешной катетерной аблации.»
Авторы:
Полозкова И.Г., ФГБНУ "РНЦХ ИМ. АКАД. Б. В. ПЕТРОВСКОГО"
Фролова Ю.В., ФГБНУ "РНЦХ ИМ. АКАД. Б. В. ПЕТРОВСКОГО"
Корчажкина Н.Б., ФГБНУ "РНЦХ ИМ. АКАД. Б. В. ПЕТРОВСКОГО"
Евсеев Е.П., ФГБНУ "РНЦХ ИМ. АКАД. Б. В. ПЕТРОВСКОГО"
Рыбаченко М.С., ГКБ N 67
Полозков О.И., ГКБ N 67
Категория:
Доклад
Содержание тезиса:
В ближайшие 50 лет фокус кардиологической помощи будет сосредоточен на двух ключевых патологиях: сердечной недостаточности и наджелудочковых аритмиях, таких как ФП и ТП. Несмотря на достижения медицины, высокая смертность при ХСН диктуют необходимость поиска новых эффективных стратегий лечения. Квадротерапия (ОМТ), обладающая подтвержденной эффективностью, является необходимой стратегией ведения пациентов с низкой фракцией выброса(ФВ). При этом лечение тахиаритмий у таких пациентов остается сложной задачей, поскольку большинство антиаритмических препаратов либо противопоказаны, либо плохо переносятся. В этой связи катетерная аблация (КА) становится предпочтительным методом контроля ритма, уверенно вытесняя тактику контроля частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Цель исследования: оценить эффективность ОМТ с последующей КА наджелудочковых тахиаритмий у пациентов с ХСНснФВЛЖ.
Материалы и методы: в исследование включено 30 пациентов с некоронарогенной ХСНснФВ и персистирующей формой ФП или ТП. Всем пациентам инициирована квадротерапия (АРНИ, бета-блокатор, антагонист альдостерона, иНГЛТ-2). Через 3 месяца терапии выполнена КА. Оценка эффективности включала ЭХО-КГ, ХМ-ЭКГ, определение NT-proBNP, и оценку ФК по NYHA и mEHRA.
Результаты:На момент включения пациентов в исследование средняя ФВ ЛЖ составляла 27%, средний уровень NT-proBNP—8353пг/мл. Пациентам была назначена ОМТ. Через 3 месяца у всех пациентов по данным ЭхоКГ наблюдался прирост ФВЛЖ до 39%, средний уровень NT-proBNP снизился до 5789пг/мл. По шкале NYHA зафиксировано снижение ФК до II, по шкале mEHRA большинство пациентов имели высокосимптомную аритмию (IIb или III ФК). Улучшение функционального состояния миокарда позволило выполнить КА: 8 пациентам с ТП проведена радиочастотная аблация кавотрикуспидального перешейка, 21 пациенту с ФП—криобаллонная аблация. 1 пациент скончался от ТЭЛА до проведения вмешательства. Через 12 месяцев наблюдения у 74% пациентов не было зарегистрировано пароксизмов по данным ХМ-ЭКГ. У 26% пациентов отмечались короткие малосимптомные пароксизмы ФП. По шкале mEHRA отмечено значимое снижение функционального класса: 84% пациентов отнесены к I ФК, 16%—ко II ФК. Среднее значение ФВЛЖ составило 46%, средний уровень NT-proBNP—1470 пг/мл. По шкале NYHA 88% пациентов имели II ФК, 12%—I ФК.
Выводы:Первоначальное назначение ОМТ позволяет достичь значительного улучшения функции миокарда, переводя пациентов из группы с низкой ФВ в категорию с умеренно сниженной ФВ. Это создает необходимые условия для безопасного выполнения КА сопутствующих тахиаритмий. Предложенная стратегия показала высокую эффективность при тахииндуцированной кардиомиопатии, обеспечивая не только восстановление и поддержание синусового ритма, но и способствуя обратному ремоделированию. Важно подчеркнуть, что в отличие от тактики контроля ЧСС, активный контроль ритма позволяет разорвать патогенетический круг "тахииндуцированной кардиомиопатии", что имеет принципиальное значение для пациентов с ХСН.