Мероприятие « Национальный конгресс с международным участием "Сердечная недостаточность 2025", г. Москва, 29—30 ноября 2025 »
Название тезиса:
«Частота выявления СГХС у пациентов категории высокого и крайне высокого риска среди жителей Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ и оценка их клинико-лабораторных и фенотипических особенностей.»
Авторы:
Легостаева К.В., ФГБОУ ВО ПСПБГМУ ИМ. И.П.ПАВЛОВА МИНЗДРАВА РОССИИ
Куликов А.Н., ФГБОУ ВО ПСПБГМУ ИМ. И.П.ПАВЛОВА МИНЗДРАВА РОССИИ
Мусонова А.К., ФГБОУ ВО ПСПБГМУ ИМ. И.П.ПАВЛОВА МИНЗДРАВА РОССИИ
Сидоренко Д.В., ФГБОУ ВО ПСПБГМУ ИМ. И.П.ПАВЛОВА МИНЗДРАВА РОССИИ
Назаров В.Д., ФГБОУ ВО ПСПБГМУ ИМ. И.П.ПАВЛОВА МИНЗДРАВА РОССИИ
Суркова Е.А., ФГБОУ ВО ПСПБГМУ ИМ. И.П.ПАВЛОВА МИНЗДРАВА РОССИИ
Мазинг А.В., ФГБОУ ВО ПСПБГМУ ИМ. И.П.ПАВЛОВА МИНЗДРАВА РОССИИ
Лапин С.В., ФГБОУ ВО ПСПБГМУ ИМ. И.П.ПАВЛОВА МИНЗДРАВА РОССИИ
Категория:
Стендовый доклад
Содержание тезиса:
Введение: Дислипидемия – хорошо известный универсальный фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний, прогноз при этом варьируется в зависимости от факторов риска, типа нарушений обмена липидов и коморбидности. Наибольший риск ассоциирован с некоторыми типами наследственных гиперлипидемий, среди которых самыми распространенной является: семейная гетерозиготная гиперхолестеринемия (СГХС). СГХС – это наследственное аутосомно-доминантное заболевание, обусловленное патологическими вариантами генов, кодирующих рецептор липопротеидов низкой плотности (LDLR), аполипопротеин В-100 (APOB) и профермент пропротеин-конвертазу субтилин/кексин 9 типа (PCSK9). Оно сопровождается стойким повышением уровня холестерина (ХС), липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) и ранним развитием атеросклероза. По некоторым оценкам, СГХС страдают около 30 миллионов человек во всем мире. Выделяют 2 формы СГХС: гетерозиготную и гомозиготную. Гетерозиготная СГХС встречается гораздо чаще и имеет более благоприятное течение, нежели гомозиготная СГХС. Распространенность гетерозиготной СГХС в 11 субъектах Российской Федерации составляет 1:173, что свидетельствует о высокой частоте этого наследственного заболевания в России. Гомозиготную СГХС в странах Европы диагностируют с частотой 1 случай на 160-300 тысяч населения. Проблема наследственной СГХС требует пристального внимания, так как у большинства пациентов клинические проявления атеросклероза возникают в активном трудоспособном возрасте, что приводит к ранней инвалидизации и большим расходам на их лечение.
Цель: оценка частоты встречаемости СГХС у больных высокого и крайне высокого риска в популяции жителей Северо-Западного региона РФ, определение особенностей клинических проявлений атеросклероза в зависимости от генетического варианта наследственных дислипидемий.
Материалы и методы: В исследование был включен 51 пациент (м=33, ж=18) в возрасте от 18 до 60 лет высокого и крайне высокого риска. Условием для включения было 3 баллов по Голландским критериям СГХС. Пациенты, страдающие острыми заболеваниями, метаболическим синдромом, ожирением II-III степени, ХБП 3-5 стадий и вторичными гиперлипидемиями в исследование не включались Всем обследуемым проводили тщательный сбор анамнеза, ХсЛПВП, ХсЛПНП, ХсЛПОНП, ТГ, ОХ, APOB. Для генотипирования семейной гиперхолестеринемии использовался метод NGS-секвенирования, с оценкой наличия патогенных вариантов в генах LDLR, APOB, PCSK9. Уровень APOB измерялись с помощью метода лазерной кинетической нефелометрии на автоматическом анализаторе белков (Siemens Healtheeners, Германия).
Результаты: СГХС-ассоциированные варианты выявлены у 19,6% (N=10) обследованных, однако к числу патогенных можно было отнести только 7 из выявленных 10 (13,7%), таким образом, патогенные варианты обнаруживались у каждого 7-8 обследованного, что примерно в 24 раза чаще, чем ожидаемая встречаемость СГХС в популяции РФ. Преобладающими были патогенные варианты гена LDLR (5 пациентов), еще у 2 пациентов выявлены патогенные варианты гена APOB. Патогенных вариантов в гене PCSK9 выявлено не было, что отражает их низкую распространенность в популяции больных СГХС. У 3 пациентов были описаны варианты неясной клинической значимости в гене APOB и в гене PCSK9. У 7 пациентов с выявленными патологическими вариантами генов СГХС уровень APOB был значимо выше, чем у других 44 пациентов (2,05±0,56 г/л против 1,26±0,45 г/л, p=0,0001), при этом все прочие параметры липидограммы не различались. Сопоставление клинических данных не выявило значимых фенотипических различий между пациентами с СГХС и пациентами высокого и крайне высокого риска без признаков наследственных дислипидемий. Чувствительность Голландских критериев СГХС по данным генетической верификации составила 42,9% при 100% специфичности, более чувствительным маркером оказался сывороточный уровень ABOB ≥1,68 г/л (чувствительность 100%, специфичность – 72%).
Выводы: Частота встречаемости СГХС у пациентов высокого и крайне высокого риска популяции жителей Санкт-Петербурга и СЗРФ составляет 1 случай из 7-8 отобранных пациентов. Голландские критерии СГХС в условиях широкого применения липидснижающих средств показали низкую чувствительность, уступающую таковой для концентрации APOB сыворотки. Значимых фенотипических различий между больными СГХС и прочими обследуемыми не выявлено.