Мероприятие « Конгресс с международным участием "Сердечная недостаточность 2022", г. Москва, 09—10 декабря 2022 »

Название тезиса:
«Изучение цифровой готовности пациентов с хронической сердечной недостаточностью»

Авторы:
Краснова К.С., ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России, Екатеринбург, Россия
Тагоев Ю.Ш., ФГКУ «354 ВКГ» МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Широкова Е.И., ФГБОУ ВО УГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ
Демкина А.Е., ФГБУ "НМИЦ КАРДИОЛОГИИ" МИНЗДРАВА РОССИИ
Коробейникова А.Н., КОГКБУЗ "ЦЕНТР КАРДИОЛОГИИ И НЕВРОЛОГИИ"
Исаева А.В., ГАУЗ СО "ЦГБ № 20"

Категория:
Стендовый доклад

Содержание тезиса:

Цель исследования: изучить цифровую готовность и ее характеристики у пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН).

Материалы и методы. Одномоментное кросс-секционное исследование было проведено на базе межрайонного центра ХСН ГАУЗ СО «ЦГБ №20», г. Екатеринбург. Проводился опрос пациентов, имеющих установленный ранее либо впервые выявленный диагноз ХСН. Анкетирование проводилось по трем опросникам: опросник Mini-Cog для оценки когнитивных функций, шкале EHFScBS-9 для оценки способности больных с ХСН к самопомощи и специально разработанной анкете (на платформе "Google формы") по изучению цифровой готовности пациентов с ХСН. Оценка цифровой готовности предусматривала вопросы по трем блокам: цифровая компетентность,  цифровая грамотность, цифровое доверие. Статистический анализ данных проводился с использованием MS Excel 2021 и jamovi.

Результаты. Анкетирование прошли 54 респондента, средний возраст 64 (54;81) года, женщин 55,6%, мужчин 44,4% . Среднее специальное образование имели 37,5% пациента, среднее образование - 31,3%, высшее образование - 31,3%. В городе проживали 89,6% пациентов, 64,6% были пенсионерами. Не имели постоянного доступа в интернет 39,6% пациентов. У 43,7% пациентов был кнопочный телефон, у 56,3% - смартфон, 62,5% пациентов имеют стационарный компьютер/ноутбук. По опроснику Mini-Cog 62% пациентов имели сохранный уровень когнитивных функций. Согласно оценке по  шкале EHFScBS-9 у 83% респондентов уровень самопомощи на низком уровне.

При анализе цифровой компетентности выявлено, что ни одним цифровым навыком не владеют 25,9% пациентов. Используют мессенджеры  56,3% пациентов, однако 60,4% респондентов не пользуются электронной почтой, 64,6% не используют социальные сети, 56,3% не используют приложения на смартфоне, 97,9% никогда не пользовались телемедицинской консультацией врача.

При оценке цифровой грамотности показано, что 41,7% пациентов знают о том, что медицинскую услугу можно получить в цифровом виде, 39,6%  осведомлены о том, что телемедицинскую консультацию можно получить по полису ОМС, 35,4% пациентов знают о существовании мобильного приложения для контроля за хроническими заболеваниями.

При анализе цифрового доверия  оказалось, что 64,6% респондентов готовы обмениваться по защищенному каналу информацией с данными о состоянии здоровья, 54,2% пациентов хотят получать консультацию врача с помощью мобильных приложений, 64,6% опрошенных считают, что телемедицинские технологии применимы в медицине.

Наиболее часто причиной отсутствия цифрового доверия пациенты назвали необходимость в непосредственном контакте с врачом, сложностями в обучении цифровым компетенциям, а также возможное взимание платы за пользование медицинскими сервисами.

Выводы. При анализе цифровой готовности пациентов с ХСН выявлен высокий уровень доверия в цифровым технологиям в медицине, однако низкий уровень цифровых компетенций и цифровой грамотности пока не позволяет широко внедрять IT-технологии среди данной группы пациентов.